Профессиональный стандарт педагога –
документ,
включающий перечень профессиональных и
личностных требований к воспитателю,
действующий на всей территории Российской Федерации
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,среднего общего образование)(воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 г.
(Приказ зарегистрирован Минюстом России 6 декабря 2013года)
Начинает работать с 1 января 2015 года.
Характеристика стандарта:
- В нем определяются основные требования к квалификации педагога.
- Может дополниться региональным дополнением к профессиональному стандарту (документом, включающим дополнительные требования к квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте).
- Может быть дополнен внутренним стандартом образовательной организации (документом, определяющим квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам).
- Является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов дошкольного учреждения и школы
- Отражает структуру профессиональной деятельности педагога
- Выдвигает требования к личностным качествам педагога
Профстандарт педагога
предусматривает следующие требования:
Трудовые функции
профессиональной деятельности педагога:
1. Общепедагогическая функция. Обучение.
- Знать программы обучения
- Иметь высшее образование или среднее профессиональное по направлениям подготовки «Образование и педагогика»
- Уметь планировать и анализировать работу
- Владеть формами и методами обучения – стандартными и инновационными.
- Использовать специальные подходы, чтобы охватить всех детей
- Уметь объективно оценивать возможности детей, используя разные формы и методы контроля
- Владеть ИКТ-компетенциями.
2. Воспитательная деятельность.
- Владеть организационными формами и методами
- Владеть формами и методами воспитательной работы
- Уметь общаться с детьми, защищать их интересы и достоинство
- Поддерживать уклад, атмосферу и традиции учреждения, внося в них свой положительный вклад.
3. Развивающая деятельность.
- Готовность принять всех детей вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
- Выявлять разнообразные проблемы детей, оказывать адресную помощь
- Готовность к взаимодействию с другими специалистами
- Уметь отслеживать динамику развития ребенка
4. Педагогическая деятельность по реализации программ ДО (профессиональные компетенции)”
- Знать специфику дошкольного образования
- Знать общие закономерности развития детей
- Уметь организовывать ведущие виды деятельности
- Владеть теорией и методиками развития детей дошкольного возраста
- Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми
- Уметь планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторинга
- Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей
- Владеть ИКТ-компетенциями
Необходимые умения:
- Организовывать виды деятельности
- Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей
- Использовать методы и средства анализа мониторинга
- Владеть всеми видами развивающей деятельности дошкольника
- Выстраивать партнёрские отношения с родителями детей
- Владеть ИКТ – компетентностями
Необходимые знания:
- Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания
- Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте
- Особенности становления и развития детской деятельности в раннем и дошкольном возрасте
- Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста
- Современные тенденции развития дошкольного образования
- Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения
(применяется для аттестации на 1 и высшую кв. категории)
Желаю успехов!