МБДОУ "Детский сад № 185 "Юбилейный"

Экологический проект “Мини-огород на окне” в первой мл. группе

Автор проекта: Васильева Лариса Анатольевна

Направленность: экологическое воспитание через познавательно-исследовательскую деятельность

Вид проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный

Время реализации проекта: апрель2021 г. (2 недели)

Участники проекта: воспитатель, дети первой младшей группы (2-3 года, родители воспитанников)

Актуальность

Всем известно, как велика роль природы в воспитании детей дошкольного возраста. Именно поэтому важными разделами программы работы детского сада являются экологическое и трудовое воспитание. Дети учатся видеть красоту природы и любить ее, а так же видеть проблемы и находить способы их решения.

Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети младшего возраста в недостаточной степени имеют представление про то, как растет лук, что он живой, что необходимо для роста. Недостаточно развит интерес к трудовой и познавательно – исследовательской деятельности.

Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых младший дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.

Поисково-исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.

Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, необходимо создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно – исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

Проектная идея: создать в группе детского сада мини огород на подоконнике.

Цель проекта: создание условий для познавательного развития детей через опытно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность, формирование экологической культуры у детей и родителей посредством создания мини-огорода на окне.

Задачи проекта:

Для работы с детьми:

• Дать детям знания, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.

• Уточнить представления о труде взрослых, учить детей правильно называть трудовые действия и трудовой инвентарь.

• Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.

• Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

• Получить положительные эмоции от полученных результатов.

Для работы с родителями:

•Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.

• Привлечь родителей к активной жизни группы в рамках организации проекта.

Для педагогов:

• Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

• Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.

• Сформировать предметно-развивающую среду для проекта.

Предполагаемый результат:

Для детей: Расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.

Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в экологическом воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.

Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых форм и методов в работе с детьми и родителями, самореализация.

Формы реализации проекта:

• тематическая организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром;

• использование продуктивной деятельности (рисование, лепка)

• создание в группе «огорода на окне» (посадка лука)

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

• Обустройство огорода на подоконнике.

• Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, лук).

• Подборка художественной литературы для чтения.

• Подборка иллюстраций для рассматривания.

2 этап – исследовательский

• Рассматривание луковицы, семян цветов, веточек деревьев. Беседа по ходу наблюдений.

• Рассматривание иллюстраций. Проигрывание дидактических игр.

• Участие детей в посеве семян укропа и посадке луковиц.

• Ознакомление детей с художественной литературой.

• Разучивание и проведение подвижных игр.

• Рисование ладошками и пальцами рук.

3 этап – заключительный

• Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности.

• Оформление выставки рисунков и фотовыставки.

• Подведение итогов реализации проекта.

      Вид деятельности

1 Практическая деятельность

1. 1. Посадка лука.

2.Цель: Вызвать интерес к выращиванию лука.

2. Опыт – наблюдение за ростом лука.

Цель: Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.

3. Опыт – наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями.

Цель: Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

4. Выращивание рассады (лука).

Цель: Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.

Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета.

2 Художественно-эстетическое развитие

Лепка овощей из пластилина (помидор, огурец, морковь)

Задачи:

Рисование «Посадили мы лучок»

Задачи:

– Учить детей рисовать нетрадиционным способом – ладошкой. Создавать радостные впечатления от проделанной работы.

Раскрашивание силуэтов овощей.

Задачи:

– развивать мелкую моторику рук;

– учить подбирать цвета в соответствии с окрасом овоща.

3 Речевое развитие

Беседы:

– «Что такое огород и что на нём растёт»

– «Какие растения можно вырастить на подоконнике»

– «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений».

Чтение художественной литературы:

Чтение русской народной сказки «Репка»,

стихотворения С. В. Михалкова «Овощи»,

В. Коркина «Что растет у нас на грядке?».

Ю. Мориц «Зеленеет лук в воде»

И. Токмакова «Купите лук»

Разучивание потешек, пословиц, поговорок, связанных с огородом, овощами и фруктами. Отгадывание загадок про овощи и фрукты.

4 Игровая деятельность

Подвижные игры:

«Огуречик»«Солнышко и дождик».

Пальчиковые игры:

«Мы делили апельсин»«Засолка капусты»«Варим щи».

Дидактические игры:

«Овощ или фрукт»«Чудесный мешочек»«В борщ или в компот?»,

«Какой формы?»

5 Работа с родителями

Консультации:

«Зеленый мир на окошке»

«В союзе с природой»

Оформление фотовыставки «Как мы сажаем и ухаживаем за огородом»

По реализации проекта «Огород на окне»были получены следующие результаты:

1. Дети познакомились с овощами и фруктами.

2. Дети получили представления о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают.

3. В группе был создан мини – огород на подоконнике.

4. У детей формируется интерес к опытно-исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

5. Проводимая работа позволила воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

6. Дети стали более уважительно относиться к труду взрослых.

7. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

8. Участники проекта получили положительные эмоции.

Список использованной литературы

1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005.

2. Комарова Н. Г. Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу» Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7лет с окружающим миром. М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М.: «Просвещение», 2008 г.

4. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт. -сост. Арутюнян Л. Н, Сипачева Е. В., Макеенко Е. П., Котова Л. Н, Михайлюк С. И., Бридько Г. Ф., Губанова Н. В., Кобзарь О. В. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». –Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.

5. Экологическоевоспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания С. Н. Николаева, – М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2008.

6. Интернет ресурсы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • контент
  • акиац
  • право
  • барнаул
  • тел доверия полиции
  • элуслобр
  • надзор обр
  • Министерство образования и науки Алт
  • минпросв
  • профсоюз
  • дети онлайн
  • акипкро
  • фснк
  • приоритет
  • осовак
  • нокро
  • спасэкстрим
  • документы
  • сетевой город
  • госуслуги
  • сервер гв
  • развитие детства