Одной из задач федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.
ФГОС дошкольного образования должен быть нацелен на главный результат — социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха. Одним из условий необходимых для создания социальной ситуации развития детей является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т.ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Основной образовательной программой нашего дошкольного учреждения предусмотрено многообразие форм и методов партнерского взаимодействия с родителями. Среди них:
- Родительские собрания (общие, групповые);
- Школа молодой семьи;
- Семинары – практикумы;
- Представление опыта семейного воспитания через презентации, семейные гостиные;
- Круглые столы, деловые игры;
- Клубы общения;
- Гостевые встречи с участием родителей;
- Выставки совместного творчества (дети, родители, педагоги);
- Дни открытых дверей с возможностью активного взаимодействия родителей и детей;
- Мастер-классы.
На наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями, является мастер-класс.
Так что же такое мастер-класс, спросите вы? Обратимся к высказыванию ученых: мастер-класс — это ярко выраженная форма ученичества именно у педагога-мастера, процесс передачи мастером ученикам опыта, мастерства чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы. М. М. Поташник
В переводе с английского, мастер означает – лучший в какой-либо области + класс – занятие, урок.
Мастер — класс – это неформальное объединение родителей с детьми и педагога, поэтому, именно мастер-класс позволяет сформировать у них интерес к совместной деятельности в комфортной, непринужденной обстановке.
Мастер-класс помогает решать задачи ФГОС, а именно — непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.
На мастер-классе родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками образовательной деятельности. Таким образом, родитель — не гость, а полноправный член команды ДОУ.
Опираясь на труды таких ученых, как: М.М. Поташник, А. Дистервег, В.В. Сериков и Т.И. Шамова, мы рассматриваем мастер, который обладает следующими признаками:
- мастер – класс имеет обучающую цель;
- педагог — это мастер
- все остальные участники, находятся в роли учеников;
- все действия выполняются пошагово, по алгоритму;
- по окончанию мастер – класса каждый участник приобретаем новое умение.
Цель: «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья»»
Задачи:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника
- объединить усилия для развития и воспитания детей
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Виды и разновидности мастер- классов делятся:
- по направлениям (обучающие, развлекательные, ознакомительные);
- по возрастным категориям (для детей, для родителей, смешанные).
Основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при организации мастер-класса, это:
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
- Индивидуальный подход
- Сотрудничество, а не наставничество
- Серьезная подготовка
- Динамичность
Мастер-класс имеет определённую структуру:
- этап подготовительно-организационный, (актуальность проблемы);
- этап – основной (освещена теоретическая часть, презентация системы работы, актуализация знаний участников по данной проблеме, объединение в группы, практическая часть);
- этап – заключительный (представление выполненных работ и подведение итогов, обсуждение мастер – класса).
Мастер-класс имеет свои важнейшие особенности, а именно:
- метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
- создание условий для включения всех в активную деятельность;
- приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;
- форма взаимодействия — сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Не для кого не секрет, что современные родители, в большинстве своем, люди грамотные, осведомленные и хорошо знают, что и как нужно делать с собственными детьми. Поэтому педагогу лучше выбрать не позицию наставления и простой пропаганды педагогических знаний. Гораздо эффективнее сегодня проходит создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, как в простых, так и в сложных педагогических ситуациях, и творческом взаимодействии.
Готовиться к проведению мастер-классов нужно серьезно. Даже небольшое мероприятие требует качественной подготовки. Слабо подготовленный мастер-класс может оставить чувство неудовлетворенности у всех участников.
Чтобы мастер-класс носил развивающий характер, нужно разработать определенный алгоритм действий:
- определение темы
- выделение цели и задач мероприятия для родителей, детей и педагогов;
- составление плана проведения мастер-класса;
- распределение ролей взрослых;
- изготовление пригласительных билетов;
- подготовка материалов для мастер-класса;
- организация фотофиксации процесса и результатов;
- подведение итогов (обязательная часть, которая включает вопросы, обмен опытом его участников. Именно здесь мы делимся эмоциями от мероприятия, говорим о том, где мы можем применить полученные умения, строим планы на будущее).
При подготовке мастер-класса, следует обратить внимание на то, что в технологии проведения одна из важнейших задач для Мастера — не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности. То есть, основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». При этом, мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
В продолжение поделюсь опытом своей работы.
Для того, чтобы спланировать работу в данном направлении, необходимо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального статуса родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, индивидуальных бесед на эту тему поможет грамотно выстроить работу, сделать ее эффективной. В ходе анкетирования родителей, выявления потребностей и запросов, чего также требует ФГОС, можно выявить интерес семьи к такой нетрадиционной форме как организация мастер–классов.
Исходя из опыта работы, мы применяем мастер — класс в ходе родительских собраний, праздников, семинаров-практикумов, НОД.
Тематика мастер-классов определяется не только моим планом работы, но и зачастую их инициаторами становятся родители и даже дети.
Есть семьи, в которых у родителей и детей «золотые руки». Талантливые умельцы и мастера взрослые передают свои способности детям. Девиз этих семей: «Вместе придумаем — вместе смастерим!». Продукты семейного творчества представляются на выставках, мастер-классах и презентациях.
Практика показывает, что благодаря проведению мастер-классов, происходит гармонизация внутрисемейных отношений, у родителей проявляется интерес к образовательной деятельности, к совместной деятельности с детьми. А самое ценное, что родители после проведенных мастер-классов могут использовать полученные знания, организуя с детьми занятия в условиях семьи. Каждое дело — совместно, коллективно, творчески и только на пользу людям, а, иначе — зачем?
Чтобы привлечь внимание родителей, к каждому мастер-классу изготавливаются приглашения, где можно дать рекламу будущему мероприятию.
Встречи проходят в атмосфере дружеского общения.
Педагоги готовят презентации и оформляют выставки готовых работ.
Для каждого мастер-класса предусмотрена памятка, как напоминание основных этапов изготовления поделки, где кратко была описана методика изготовления, материалы данного курса:
Каждый мастер-класс для родителей был четко сориентирован по содержанию, включал теоретическую, обучающую и практическую части.
Мастер – класс проходит под спокойную, приятную музыку.
На мастер – классе обязательно рассказывается об определенных видах, техниках, истории их возникновения, используется чтение стихов по теме. Далее показ способов изготовления и непосредственно выполнение художественной работы ребенком совместно с родителем Завершение работы, подведение итогов и обязательно сюрприз для каждой семьи, это могут быть красочно оформленные буклеты, памятки, схемы новых идей, фотографирование на память и, конечно же, сама работа, которая дарится детям. Также в конце мастер –класса проходит рефлексия.
Рефлексия способствует развитию педагога осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоконтролю, самооценке, саморегулированию самоменеджмента.
Самое ценное, что родители после проведенных мастер-классов используют свои новые знания, организуя с детьми игры и занятия. Совместное взаимодействие укрепляет семью, являясь профилактикой неблагополучия в семейных отношениях. А в перспективе –взаимодействия и сближения с детьми подросткового возраста.