МБДОУ «Детский сад № 185»

Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия с родителями в условиях ДОУ

Одной из задач федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.

ФГОС дошкольного образования должен быть нацелен на главный результат — социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха. Одним из условий необходимых для создания социальной ситуации развития детей является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т.ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Основной образовательной программой нашего дошкольного учреждения предусмотрено многообразие форм и методов партнерского взаимодействия с родителями. Среди них:

  • Родительские собрания (общие, групповые);
  • Школа молодой семьи;
  • Семинары – практикумы;
  • Представление опыта семейного воспитания через презентации, семейные гостиные;
  • Круглые столы, деловые игры;
  • Клубы общения;
  • Гостевые встречи с участием родителей;
  • Выставки совместного творчества (дети, родители, педагоги);
  • Дни открытых дверей с возможностью активного взаимодействия родителей и детей;
  • Мастер-классы.

На наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями, является мастер-класс.

Так что же такое мастер-класс, спросите вы? Обратимся к высказыванию ученых: мастер-класс — это ярко выраженная форма ученичества именно у педагога-мастера, процесс передачи мастером ученикам опыта, мастерства чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы. М. М. Поташник

В переводе с английского, мастер означает – лучший в какой-либо области + класс – занятие, урок.

Мастер — класс – это неформальное объединение родителей с детьми и педагога, поэтому, именно мастер-класс позволяет сформировать у них интерес к совместной деятельности в комфортной, непринужденной обстановке.

Мастер-класс помогает решать задачи ФГОС, а именно — непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.

На мастер-классе родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками образовательной деятельности. Таким образом, родитель — не гость, а полноправный член команды ДОУ.

Опираясь на труды таких ученых, как: М.М. Поташник, А. Дистервег, В.В. Сериков и Т.И. Шамова, мы рассматриваем мастер, который обладает следующими признаками:

  • мастер – класс имеет обучающую цель;
  • педагог — это мастер
  • все остальные участники, находятся в роли учеников;
  • все действия выполняются пошагово, по алгоритму;
  • по окончанию мастер – класса каждый участник приобретаем новое умение.

Цель: «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья»»

Задачи:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника
  • объединить усилия для развития и воспитания детей
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Виды и разновидности мастер- классов делятся:

  • по направлениям (обучающие, развлекательные, ознакомительные);
  • по возрастным категориям (для детей, для родителей, смешанные).

Основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при организации мастер-класса, это:

  • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
  • Индивидуальный подход
  • Сотрудничество, а не наставничество
  • Серьезная подготовка
  • Динамичность

Мастер-класс имеет определённую структуру:

  1. этап подготовительно-организационный, (актуальность проблемы);
  2. этап – основной (освещена теоретическая часть, презентация системы работы, актуализация знаний участников по данной проблеме, объединение в группы, практическая часть);
  3. этап – заключительный (представление выполненных работ и подведение итогов, обсуждение мастер – класса).

Мастер-класс имеет свои важнейшие особенности, а именно:

  • метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
  • создание условий для включения всех в активную деятельность;
  • приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;
  • форма взаимодействия — сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Не для кого не секрет, что современные родители, в большинстве своем, люди грамотные, осведомленные и хорошо знают, что и как нужно делать с собственными детьми. Поэтому педагогу лучше выбрать не позицию наставления и простой пропаганды педагогических знаний. Гораздо эффективнее сегодня проходит создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, как в простых, так и в сложных педагогических ситуациях, и творческом взаимодействии.

Готовиться к проведению мастер-классов нужно серьезно. Даже небольшое мероприятие требует качественной подготовки. Слабо подготовленный мастер-класс может оставить чувство неудовлетворенности у всех участников.

Чтобы мастер-класс носил развивающий характер, нужно разработать определенный алгоритм действий:

  • определение темы
  • выделение цели и задач мероприятия для родителей, детей и педагогов;
  • составление плана проведения мастер-класса;
  • распределение ролей взрослых;
  • изготовление пригласительных билетов;
  • подготовка материалов для мастер-класса;
  • организация фотофиксации процесса и результатов;
  • подведение итогов (обязательная часть, которая включает вопросы, обмен опытом его участников. Именно здесь мы делимся эмоциями от мероприятия, говорим о том, где мы можем применить полученные умения, строим планы на будущее).

При подготовке мастер-класса, следует обратить внимание на то, что в технологии проведения одна из важнейших задач для Мастера — не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности. То есть, основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». При этом, мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

В продолжение поделюсь опытом своей работы.

Для того, чтобы спланировать работу в данном направлении, необходимо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального статуса родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, индивидуальных бесед на эту тему поможет грамотно выстроить работу, сделать ее эффективной. В ходе анкетирования родителей, выявления потребностей и запросов, чего также требует ФГОС, можно выявить интерес семьи к такой нетрадиционной форме как организация мастер–классов.

Исходя из опыта работы, мы применяем мастер — класс в ходе родительских собраний, праздников, семинаров-практикумов, НОД.

Тематика мастер-классов определяется не только моим планом работы, но и зачастую их инициаторами становятся родители и даже дети.

Есть семьи, в которых у родителей и детей «золотые руки». Талантливые умельцы и мастера взрослые передают свои способности детям. Девиз этих семей: «Вместе придумаем — вместе смастерим!». Продукты семейного творчества представляются на выставках, мастер-классах и презентациях.

Практика показывает, что благодаря проведению мастер-классов, происходит гармонизация внутрисемейных отношений, у родителей проявляется интерес к образовательной деятельности, к совместной деятельности с детьми. А самое ценное, что родители после проведенных мастер-классов могут использовать полученные знания, организуя с детьми занятия в условиях семьи. Каждое дело — совместно, коллективно, творчески и только на пользу людям, а, иначе — зачем?

Чтобы привлечь внимание родителей,  к каждому мастер-классу изготавливаются  приглашения, где можно  дать рекламу будущему мероприятию.

Встречи проходят в атмосфере дружеского общения.

Педагоги готовят презентации и оформляют выставки готовых работ.

Для каждого мастер-класса  предусмотрена памятка, как напоминание основных этапов изготовления поделки, где кратко была описана методика изготовления, материалы данного курса:

Каждый мастер-класс для родителей был четко сориентирован по содержанию, включал теоретическую, обучающую и практическую части.

Мастер – класс проходит под спокойную, приятную музыку.

На мастер – классе обязательно рассказывается об определенных видах, техниках, истории их возникновения, используется чтение стихов по теме. Далее показ способов изготовления и непосредственно выполнение художественной работы ребенком совместно с родителем Завершение работы, подведение итогов и обязательно сюрприз для каждой семьи, это могут быть красочно оформленные буклеты, памятки, схемы новых идей, фотографирование на память и, конечно же, сама работа, которая дарится детям. Также в конце мастер –класса проходит рефлексия.

Рефлексия способствует развитию педагога осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоконтролю, самооценке, саморегулированию самоменеджмента.

Самое ценное, что родители после проведенных мастер-классов используют свои новые знания, организуя с детьми игры и занятия. Совместное взаимодействие укрепляет семью, являясь профилактикой неблагополучия в семейных отношениях. А в перспективе –взаимодействия и сближения с детьми подросткового возраста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • контент
  • акиац
  • право
  • барнаул
  • тел доверия полиции
  • элуслобр
  • надзор обр
  • Министерство образования и науки Алт
  • минпросв
  • профсоюз
  • дети онлайн
  • акипкро
  • фснк
  • приоритет
  • осовак
  • нокро
  • спасэкстрим
  • документы
  • сетевой город
  • госуслуги
  • сервер гв
  • развитие детства