Консультация для родителей
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? Нет! Показываете ребенку как можно чаще предметы, притягивающие его любопытный взор, и рассказываете о них? Исследовательская деятельность вашего ребенка может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.
Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла.
Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите ребенку растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у ребенка, что стало с продуктами и почему? Пусть ребенок сам ответит на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ответа, обратитесь к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
- Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
- Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
- Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
- Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
- Объясните почему? Доступными для ребёнка словами
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка!
С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают. А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.
Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят.
Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.
Что нужно делать, что бы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка.
Что нужно делать?
- Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»
- Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
- Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту.
- В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
- Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
- Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
- Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
Чего нельзя делать?
- Нельзя отмахиваться от вопросов детей, т.к. любознательность — основа экспериментирования.
- Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.
- Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
- Нельзя запрещать без объяснения.
- Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.
- 6. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.