ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА ДОУ
Профессиональное развитие педагога дошкольного учреждения – длительный процесс, целью которого является формирование “мастера своего дела”. Современному воспитателю необходимо быть компетентным, творчески активным, конкурентоспособным, уметь представлять себя в условиях дошкольного учреждения. Поможет в этом подборка материалов, характеризующая уровень его квалификации и содержащая основные направления профессионального роста, т. е. портфолио.
Портфолио педагога – способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений специалиста за определенный период времени. Этот метод позволяет педагогу самостоятельно проанализировать удовлетворительные и не очень результаты профессиональной деятельности, с тем чтобы сделать определенные выводы о дальнейшем продвижении в профессии.
По форме портфолио представляет собой папку, содержащую многообразную информацию о профессиональных достижениях.
Конечную цель портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам, приложенным усилиям, материализованным продуктам воспитательно-образовательной деятельности педагога. Педагогическая философия портфолио предполагает:
интеграцию количественной и качественной оценок;
смещение акцента на достижение успеха;
педагогический акцент на самооценке.
Основные цели создания папки достижений – оценивание работы педагога по теме самообразования, отслеживание творческого и профессионального роста, формирование навыков рефлексии (самооценки).
Портфолио позволяет учитывать все достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.
Оно также помогает решать важные задачи:
поддерживать высокий уровень мотивации педагога;
поощрять активность и самостоятельность;
расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности и т. д.
Благодаря этим особенностям портфолио – перспективная форма представления индивидуальной направленности достижений конкретного педагога. Оно может стать эффективным инструментом, контролирующим самооценочную деятельность в межаттестационный период.
Регулярное заполнение портфолио поможет систематизировать и проанализировать работу, будет хорошим ориентиром при составлении аргументированного аттестационного заявления, поможет эксперту зафиксировать динамику профессионального развития педагога в период между аттестациями и составить объективные суждения о его профессиональной деятельности. Портфолио педагога может служить также основанием для участия в различных конкурсах, распределения стимулирующей части оплаты труда при переходе на новую систему.
Существует множество вариантов систематизации материалов в папке достижений. Так, начинается портфолио с “Визитной карточки педагога”. Помимо личной информации воспитатель указывает педагогический стаж, стаж работы в данном дошкольном учреждении, категорию, а также сопровождает информацию личной фотографией.
Практическая значимость портфолио для педагога
представить реальные результаты своего труда;
определить свои резервы;
сохранить стимул к непрерывному самосовершенствованию.
В разделе “Документы” в специальную таблицу заносятся данные об образовании, окончании курсов повышения квалификации, прохождении аттестации.
В таблицах раздела “Методическая деятельность педагога” фиксируется деятельность, направленная на изучение вопросов воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста, ознакомление с передовым педагогическим опытом, представление опыта работы и обобщение его в различных формах. Также отмечается участие педагога в профессиональных конкурсах, инновационной деятельности, наличие публикаций.
Разнообразные материалы по работе с родителями и детьми размещаются в разделе “Творческие работы педагога”. Он является своеобразным информационным банком, который содержит конспекты занятий, сценарии праздничных мероприятий, консультации с родителями, анкеты, фотографии детских работ и др. Создание такого “банка” во многом способствует повышению интеллектуального потенциала, а также стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности.
Раздел “Достижения воспитанников” должен отразить не только количественные показатели успешности детей, но и деятельность педагога по повышению этих показателей. Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения во многом зависит от его аналитических умений, т. е. способностей наблюдать, диагностировать уровень развития, воспитания и степени обученности каждого ребенка, анализировать конкретные педагогические ситуации, оценивать их и учитывать при организации педагогического воздействия.
Умение создать комфортную, благоприятную окружающую развивающую среду для ребенка оценивается в разделе “Предметно-пространственная среда”.
“Отзывы о педагоге” – один из объективных показателей деятельности работников ДОУ. Здесь могут быть представлены отзывы администрации и коллег (характеристика, карта анализа деятельности, итоги контроля), благодарности родителей.
Раздел “Общественная деятельность педагога” помогает раскрыться с разных сторон, проявить интересы, увлечения, творческие способности. В данном разделе отмечается участие педагога в мероприятиях, руководство методическими объединениями и др.
Подводя итоги, можно сказать, что портфолио дает возможность педагогу продемонстрировать результаты практической деятельности, которые он считает наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, а также прогресс по сравнению с предыдущими результатами.