МБДОУ «Детский сад № 185»

Обучение пению

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словестному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.

Пение в хоре и ансамбле объединяет детей, создаёт условия для их эмоционального музыкального общения.

В пении, как и в других видах музыкального исполнительства, формируются основы музыкальной культуры детей. Ребёнок может непосредственно и активно проявить своё отношение к музыке.

Песня – это огромный и существенный пласт музыкальной и общечеловеческой культуры, осваивать который человек начинает с раннего детства, слушая сначала незатейливые колыбельные, попевки, прибаутки, которые поёт мама, а затем постепенно приобщаясь к более сложным музыкальным жанрам и формам.

В процессе обучения пению ребёнок получает первые представления о певческой культуре, о вокальной музыке, о музыкальных жанрах. Выразительное пение помогает переживать содержание музыки, настроения, чувства, переданные в ней. В пении, при условии применения высокохудожественного репертуара, проявляется и формируется эмоционально-оценочное отношение не только к разучиваемой песне, но и ко всей музыке в целом, закладываются основы эстетического сознания ребёнка: появляются эстетические эмоции и чувства, представления о красоте. В певческой деятельности у детей успешно развиваются основные музыкальные способности:

  • эмоциональная отзывчивость на музыку;
  • ладовое чувство;
  • музыкально-слуховые представления;
  • чувство ритма;
  • творческие способности детей;
  • умственные способности (память, мышление, речь, воображение);
  • нравственные качества.

Песня, благодаря единству музыки и слова, способна оказывать глубокое воздействие на психику ребёнка, на его чувства, развивает воображение, расширяет границы познания. Всё это способствует становлению личности ребёнка.

Общеизвестно, что пение способствует укреплению здоровья человека: у него развивается голосовой, дыхательный аппарат, появляется хорошая осанка. В процессе пения активно участвует дыхательная система, поэтому занятия пением являются прекрасной дыхательной гимнастикой, которая способствует наполнению кислородом внутренних органов и общему оздоровлению организма.

Цель певческой деятельности – формирование у детей основ музыкальной и певческой культуры, гармоничное развитие личности ребёнка.

Пение – сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, то есть взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения, потому что голос не может успешно развиваться без слуха, а слух формируется с участием голоса. Ребёнок сначала внимательно слушает пение взрослого, затем поёт вместе с ним, «подравниваясь» к его вокальной интонации. Благодаря этому у него постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и ладовысотный слух.

Поэтому показ песни педагогом осуществляется на высоком уровне, должен понравиться детям и быть принятым ими. Если детям понравилась песня – они будут слушать её внимательно и петь с большим удовольствием сами.

Обучая детей пению, педагог в ДОУ придерживается следующих требований:

  • Воздерживается от громкого пения, криков (в повседневной жизни тоже);
  • Обращает внимание на диапазон звучания (нельзя исполнять трудные песни);
  • Дети не должны петь на улице при температуре -18 С и влажности 40-60 %;
  • Дети могут исполнять не более 3-5 песен одновременно (в зависимости от возраста);
  • Тематика песен должна быть понятна детям, соответствовать вокальным возможностям, мелодия должна быть простой, понятной, яркой;
  • Песни должны быть высокохудожественными и отвечать дидактическим принципам.

Уже в дошкольном возрасте голоса детей делятся на три природных типа: высокие, средние и низкие, каждый из которых характеризуется присущими ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примарным диапазонами. В удобной, соответствующей голосу тесситуре (преобладающее расположение звуков по высоте в муз. произведении по отношению к диапазону голоса), ребёнок поёт значительно чище интонационно и при этом гораздо свободнее и красивее.

Работа по постановке голоса должна идти, в основном, индивидуально, и включает следующие правила:

1) не разрешать детям петь громко, только средним звуком,

2) никогда громко не аккомпанировать,

3) распевки проводить по голосам для «разогревания» певческого аппарата,

4) формировать ладовое чувство – работа над основными ступенями лада,

5) введение в песню, которая будет звучать,

6) не доводить занятия до усталости голоса.

   По данным отечественных и зарубежных исследователей (Е.И. Алмазов, Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Т.С. Бабаджан, М.Ю. Нильсон и др.), голосовые реакции на музыку у детей проявляются очень рано, уже в первые месяцы жизни. Но собственно певческая деятельность начинается к 2 годам, когда ребёнок уже может подпевать взрослому и воспроизводить несложные мелодии песен.

Учёные-педагоги выделяют три возрастных периода в соответствии с общим и музыкальным развитием дошкольников (до 3 лет, от 3 до 5 и от 5 до 7 лет). В первом – дети накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт сенсорно-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом. Во втором происходит координация слуха и голоса, музыки и движений, соединение знаний и умений. И в последний период – практические действия детей подкрепляются и обогащаются знаниями о музыке, формируются элементы эстетического отношения к пению, музыке в целом.

Младший дошкольный возраст (3-4 года). Только начинает формироваться певческий голос, но певческого звучания пока нет. Гортань у ребёнка гораздо короче, чем у взрослого, поэтому голос очень слабый. Он усиливается только за счёт головного резонатора (полость глотки, рта, носа). Дыхание у детей очень короткое, слабое, поверхностное, Диапазон – ре-ля первой октавы. Вместе с тем, дети этого возраста проявляют активность и с желанием включаются в пение. Они охотно подпевают окончания музыкальных фраз, интонируют отдельные звуки, воспроизводят звукоподражания: подражают лаю собачки, мяуканью кошки, чириканью птички и т.п. Со временем, при соответствующем обучении, диапазон становится более устойчивым, дыхание пока неравномерное. Но дети привыкают прислушиваться к пению взрослого и петь одновременно с ним. Правильная артикуляция и дикция пока ещё вызывают затруднения, но малыши учатся петь все вместе, в одном темпе, вовремя начиная и одновременно заканчивая. Они ещё не умеют тянуть звук, поэтому начинаем их упражнять в протяжном пении, используя для этого колыбельные песни, народные попевки.

Средний дошк. возраст (4-5 лет). В этот период певческий диапазон немножко расширяется (ре-си), дыхание становится более устойчивым. Дети постепенно начинают использовать разные типы дыхания: ключичное, грудное, нижне-рёберное, смешанное. В связи с этим могут петь более протяжные фразы, улучшается дикция и артикуляция, усложняется репертуар, улучшается качество певческого звучания. Дети эмоционально откликаются на содержание песни, запоминают и узнают знакомые мелодии.

На данном возрастном этапе очень важно вырабатывать навык слаженного коллективного пения (чувство ансамбля), поскольку у некоторых детей ещё иногда сохраняется тенденция опережать других или отставать от них. Поэтому важно приучать детей петь в общем темпе, естественным голосом, без напряжения, добиваясь мягкого, напевного звучания. Можно начинать петь а*сареllа с простых мелодий.

Старший дошк. возраст (5-7 лет). Общее физическое развитие ребёнка оказывает влияние и на совершенствование голосового аппарата. Певческий диапазон расширяется (ре первой- ре второй). Развивается певческое дыхание, улучшаются дикция и артикуляция.

Если работать в интеграции с учителем-логопедом, можно добиться достаточно высоких общих результатов, потому что дети с удовольствием демонстрируют свои фонетические достижения, и пение активно в этом помогает им.

Изменяется характер певческого звучания – оно становится более напевным, лёгким, подвижным, естественным. В этом возрасте дети способны контролировать своё пение – регулировать силу звука, отчётливо пропевать слова, исправлять допущенные ошибки. Певческие возможности значительно расширяются благодаря развитию и укреплению организма.

Накапливается исполнительский опыт детей, они могут правильно брать дыхание и расходовать его, точно интонировать мелодию. Дети уже могут пользоваться динамическими нюансами, ускорять и замедлять темп; у них значительно расширяется музыкальный опыт, возникают предпочтения, появляется любимый репертуар; они свободно поют в хоре, в ансамбле и индивидуально.

Здесь уже имеет значение комплексный подход к музыкальному воспитанию, поскольку ребёнок может сознательно использовать весь накопленный музыкальный опыт в разных видах муз. деятельности.

В певческой деятельности дошкольников можно условно выделить следующие виды:

  • Слушание песен в исполнении взрослого, или в аудиозаписи (обогащаем восприятие детей, знакомим с видами и жанрами, показываем образец для подражания);
  • Пение песен детьми (основной вид певч. деятельности, где дети практически осваивают приобретённые умения и навыки выразительного пения – с аккомпанементом (ф-но, оркестр, а*сареllа – хороводы, игры);
  • Пение певческих упражнений (цель – развитие слухового восприятия, формирование вокально-технических зунов и элементарных представлений о музыкальной грамоте);
  • Песенное творчество детей (вызывает интерес и развивает воображение, самовыражение, самостоятельное применение и закрепление зунов, стимулирует активность, учатся звукоподражаниям, импровизации своих имен, сочинению окончаний мелодий и т.п.).

Для достижения цели формирования певческой культуры и приобщения детей к музыкальной культуре в целом немаловажное значение имеет репертуар. Он подбирается в определённой системе и последовательности с учётом:

  • художественной ценности,
  • доступности по эмоциональном-образному содержанию,
  • возрастных возможностей детей,
  • индивидуальных особенностях каждого ребёнка,
  • педагогических задач.

Репертуар должен быть доступным, удобным, несложным, понятным.

Методы для обучения детей пению могут быть различными: наглядный, словесный, практический (применение музыкально-дидактических пособий и игр, приёма двигательного моделирования, метода уподобления характеру звучания музыки, и т.п.)

Работа над песней включает в себя несколько этапов:

    • Ознакомление с песней;
    • Разучивание песни;
    • Закрепление песни.

   Разговор об обучении детей пению очень долгий и разнообразный. Есть много интересных методик. В нашем детском саду существует дополнительно вокальный кружок “До-Ми-Соль-ка” – это значительно улучшает результаты певческой деятельности детей и способствует накоплению собственного педагогического опыта. Поэтому, всегда есть, к чему стремиться, и нет предела совершенству. А дорогу осилит идущий.

Всегда с Вами –  музыкальный руководитель ДОУ

Наталья Владиславовна Сырых!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • контент
  • акиац
  • право
  • барнаул
  • тел доверия полиции
  • элуслобр
  • надзор обр
  • Министерство образования и науки Алт
  • минпросв
  • профсоюз
  • дети онлайн
  • акипкро
  • фснк
  • приоритет
  • осовак
  • нокро
  • спасэкстрим
  • документы
  • сетевой город
  • госуслуги
  • сервер гв
  • развитие детства